Лето. Наблюдения за природой. Деревья и кустарники

Лето. Наблюдения за природой. Деревья и кустарникиБлагодатная пора – лето. Наблюдения за природой (деревья и кустарники, цветы, травы, звери, птицы, насекомые, обитателями водоемов) дарят не только этетическое наслаждение, но и обогащают запас общих знаний и речь Вашего малыша. В теплый солнечный день хорошо пройтись по лесу (саду, парку и т.д.), захватив с собой фотоаппарат. Увиденное сохранится на память и даст материал для развивающих занятий. Желательно комментировать увиденное небольшими рассказами об объектах живой природы.

Для каждой прогулки можно избрать определенную тему. Тогда Вам проще будет сориентироваться, на что обращать внимание или даже подготовить нехитрый дидактический материал.

Деревья

Дети 5-7 лет должны знать, узнавать и называть по листьям, цветам и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника.  (липа, береза, осина, ель , тополь, клен, яблоня, груша, слива, смородина, крыжовник, малина). Естественно, что сначала лучше знакомить малыша именно с теми деревьями, которые растут в Вашей местности. Листья, кору, плоды давайте не только рассмотреть, но и потрогать, послушать, понюхать и попробовать на вкус (соблюдая правила безопасности и меры предосторожности). Этот осязательный, обонятельный, вкусовой и слуховой опыт сложатся в единую картину богатого представления о природе.

Расскажите о том, что летом есть все условия для роста растений (свет, тепло, влага). Можно сравнить дерево и кустарник, предложить игры: «Узнай дерево по описанию», «Назови, с какого дерева лист», «С какого куста ягода?». Описать все невозможно, поэтому здесь приводится лишь несколько примеров, как с пользой и удовольствием познакомить ребенка с природой.

Лето. Наблюдения за природой. Деревья и кустарникиКогда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно “почему” меж деревьями мчиться,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
“Что” мышкой шныряет под листьями в норах,
“Кто” ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит “Отчего” на зеленом листке,
“Куда” полетело верхом на жуке,
“Зачем” вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем-ка, дружок по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.

Лето. Наблюдения за природой. Деревья и кустарники

Береза

О чем рассказать?

Это береза. У нее белая кора с черными пятнами. Листочки у березы похожи на сердечки с зубчиками по краю. Ветки тонкие, клонятся к земле. На березе растут сережки, в них зреют семена. Из этих семян может вырасти много новых березок.  Весной люди собирают березовый сок и пьют его. Из веточек березы делают веники, чтобы париться в бане. Сухая кора березы называется береста. Раньше на бересте люди писали, а теперь мастерят из нее лукошки, туески и игрушки.

Как еще поиграть?

Слышишь, как заливаются трелями птицы? Много песен, стихов сложено про красавицу-березу. Давай тоже споем о ней песенку.

Интересное

Береза – единственное в мире дерево с белой корой. Даже в жаркий день ствол у березы остается прохладным. Березу в давние времена использовали для освещения в избах (лучина), лечения (сок и банные веники), обогрева (дрова),  смазки колес (деготь), храниения и еды (ложки, туески для молока, лукошки для ягод). И сейчас из березы делают мебель, игрушки. На бересте можно свистеть (получается звонкий писклявый звук).

Лето. Наблюдения за природой. Деревья и кустарникиНа пруду

О чем рассказать?

Это пруд. В реке вода течет, а в пруду нет, поэтому говорят, что вода стоячая. Сегодня ветер дует слабо, на воде рябь – малнькие волны. У пруда прохладно. Скажи, какие деревья здесь растут? У одних листочки – это березы и осинки. Такие деревья называют лиственными. У сосны и ели иголочки – хвоя. Они называются хвойными. Когда придет осень на сосне созреют шишки. Дятлы, клесты и белки очень любят лакомиться твердыми орешками.

Как еще поиграть?

Представь, что ты стал веселым бельчонком. Ты нашел большой вкусный орешек и сунул его за щеку. Далее выполняется артикуляционное упражнение “Покатай орешек”.

Интересное

Загадка с пояснением “Какое дерево в лесу все время переодевается?”. Если ребенок затрудняется с ответом, то подведите его к осине. Только налетит ветер, листья из зеленых превратятся в серо-серебристые. Кажется, что дерево переоделось. Еще секунда и осина снова становится зеленовато-бурой, затем снова зеленой. Дрожит осина всеми своими листочками. Может боится осина, что прогонят ее из леса. Ведь древесина из нее мало цениться. Куда ей против берез да сосен тягаться? Вот таится, переодевается все. И все же страшится лесорубов. Опасны для нее в молодом возрасте солнце и безводье. Но и этим напасти не ограничатся. Зайцы и мыши очень любят погрызть горькую кору с молодых осинок – дерево гибнет. На самом деле осина дрожит не от страха. Листья осины на длинных черешках. От порыва ветра неустойчивые листочки вместе с черешками поворачиваются.  Шумит листвой осина, снова наряд свой спешит сменить.

Лето. Наблюдения за природой. Деревья и кустарникиВишня

О чем рассказать?

Деревья бывают разные. Одни растут в лесу, другие в саду. Тогда их называют садовыми. Это вишня. У вишни темные блестящие листочки. Весной на ней распускаются красивые крупные цветы: белые или розовые). Летом начинают зреть вишенки. Они становятся красными, а потом малиновыми, почти черными. Вишни круглые, гладкие, блестящие. Внутри – косточка. Из косточек вырастают эти красивые деревья. Нужно много лет и труда, чтобы на вишне появились плоды. На вкус вишня сладкая, немного кислая, очень вкусная.

Как еще поиграть?

Сделайте объемную аппликацию из пластилина. Для этого нужен пластилин красного и зеленого цветов, пластиковая крышечка (например, от сметаны), бумага для фона. Положите крышку на лист бумаги (можно выбрать картинку из журнала с листвой или ветками), обведите и вырежьте шаблон для фона, приклейте его на крышечку. Теперь малыш приступает к лепке: шарики-вишенки, тонкие колбаски-черенки, из толстых колбасок расплющивает лист и прищипывает кончики. Все готовые детали прижимают и примазывают к основе.

Лето. Наблюдения за природой. Деревья и кустарники

Смородина

О чем рассказать?

В саду растут плодовые деревья и кустарники. Летом и осенью они приносят урожай.  У кустарников небольшой рост, много толстых веток, нет центрального ствола, как у древа. Если бы в лесу и в саду были этажи, то верхний этаж занимали бы деревья, они выше всех. Средний – кустарники, а нижний травы, цветы,мхи и грибы. Еще есть подземный этаж, где у всех растений корни. На всех этажах есть свои обитатели (насекомые, птицы и звери). Это смородина. У нее широкраскинуты ветки, как зеленая шапка. Листочки с неровным зубчатым краем, как ладошка с растопыренными пальцами. Ягоды растут кисточками. Листочки смородины собирают и заваривают чай. Ягоды едят свежими и готовят варенье, мармелад, шаньги, компот.

Как еще поиграть?

Загадка: Она белая или черная? Красная! А почему зеленая? Потому что еще незрелая. Действительно, смородина бывает таких цветов. На вкус она часто кислая, зато очень полезная. Позовите ребенка собирать смородину, когда она созреет. Занятие это не очень утомительное, ведь можно брать ягоды сразу кистями.

Замечательные возможности для отдыха и познавательного развития дает лето. “Наблюдения за природой. Деревья и кустарники” – лишь первая часть цикла прогулок-бесед. Закреплять полученные на прогулке знания можно в занятиях рисованием, конструированием, лепкой. Сделанные ребенком работы можно будет отправить на конкурсы, выставки в детском саду.  Рисунки и фотографии стоит разместить в домашней стенгазете.  С опорой на иллюстративный материал Ваш малыш сможет рассказать о том, как провел лето. Наблюдения в природе помогут Вам и Вашему ребенку в подборе новых книг, песенок, инсценировок для домашнего театра.

P.S. Попробуйте вспомнить интересные факты о деревьях и кустарниках, необычные случаи из жизни, которые можно так же рассказать  Вашему ребенку.

Не забудьте фотоаппарат! Приятной прогулки!

Детский психолог

Анна Зубарева

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья:
Ваш e-mail: *
Ваше имя*

Сделайте доброе дело, нажмите кнопку :

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Эта запись была опубликована в рубрике Вопросы и ответы, Дети и театр, Дети играют, Летние забавы, Мелкая моторика, Наблюдаем за детьми, Помоги ребенку., Проблемы первоклассников, Развиваем речь, Развитие связной речи, Советы детского психолога, Стихи о детях и для детей и отмечена метками , , , , , , , , , , , , , . Добавить в закладки ссылку.

5 в ответ на Лето. Наблюдения за природой. Деревья и кустарники:

  1. Олег пишет:

    На природе всегда есть о чем поговорить:)

  2. svet1aya пишет:

    У нас как раз возраст почемучки. Дочка любит букеты собирать и названия цветочков спрашивать. иногда даже затрудняюсь, что ответить.

  3. Ирина пишет:

    Совершенно верно, что развивающие игры вокруг нас. И поэтому надо как можно чаще водить ребенка на природу. Это очень полезно как для общения с ребенком, так и для его всестороннего развития.

  4. Инна пишет:

    вко. Лето – это благодать! Приучила внука гулять в сосновом лесу, благо он у нас рядом с маминым домом, но вот наступила осень, а с ней пришли дожди и сырость, гуляем мало, а Матвею нравится, зовет туда. Забавно наблюдать: до леса идет молча, держит меня за руку, как только входим в лес – рот не закрывается ))). И про шишки говорит, и про каждый листик в траве. Верю, что лес несет крайне положительную энергетику. Даже маленький ребенок прекрасно это чувствует и знает.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>