Детские конфликты. Жадина

Detskie-konfliktyi.-ZHadnostОбращаюсь к теме, которая касается каждого ребенка. Лето в самом разгаре, есть возможность больше времени проводить вне дома, отдыхая и играя со сверстниками. На этой почве порой и происходят детские конфликты. «Жадина!» – кричит малыш, которому приятель не дает новую игрушку. Здесь недалеко до серьезной ссоры. Детям сложнее понять и принять категорию собственности. Все новое, яркое, красивое, звучащее, движущееся привлекает внимание ребенка. И тут на его пути встает неведомое запрещающее «это не твое». Почему возникает такое чувство, как жадность? Как малышу поступить, если чужая вещь его привлекает? Попробуем разобраться в этой проблеме.

В чем причины?

•    Возраст. Существуют особые периоды в жизни ребенка, которые называются кризисными. Это время скачкообразного развития, интенсивного перехода на более высокий уровень, когда психика ребенка испытывает серьезную нагрузку. Малыш быстрее все усваивает, меняется не по дням, а по часам, но становится более восприимчивым ко всему происходящему. Многие неприятные черты характера проявляются именно в эти периоды. Когда именно? На этот счет существует множество теорий, но обычно говорят о кризисах трех, семи лет и подростковый возраст. Естественно, что все индивидуально, и время кризиса может сдвигаться (примерно на год – раньше или позже).

•    Разница в возрасте и ревность. Если возрастной разброс больше пяти лет, то вероятность конфликтов выше. Интересы сильно разнятся, но желание обладать привлекательным предметом, который не принадлежит одному из детей, весьма велико. Малыш может не понимать, почему многие игрушки и вещи ему от старшего не получить. Тогда включается механизм воздействия через родителей или других взрослых.

Удачно, если старший ребенок делиться с младшим игрушками, соглашается на совместные занятия. Чем младше дети, тем меньше они чувствуют разницу в возрасте. При появлении второго малыша в семье, старший ребенок начинает жадничать, потому что ему кажется, что крохе уделяют больше любви и внимания, вкуснее кормят, дают более новые и красивые игрушки. Здесь надо дать почувствовать, что оба ребенка любимы и важны для Вас.

•    Незнание. Ребенок еще не усвоил понятий «свое» и «чужое». Потому он воспринимает любую вещь, как свою. Такие малыши могут взять игрушку у сверстника во дворе, играть с ней некоторое время, а потом потащить домой, забывая, что вещь не его. Терпеливо объясняйте своему крохе все эти моменты.

•    Чувство собственности и ошибки воспитания. Есть дети, которым по первому их желанию дается все. Такому требовательному карапузу абсолютно непонятно, почему дома ему дают любую вещь без всяких пререканий, а в детском саду или на игровой площадке он не получил желаемого. К сожалению, кроме как избалованностью это не назовешь. Желая исполнить любой каприз ребенка, взрослые часто не понимают, что тем самым создадут множество проблем в будущем. Жадность – из их числа. И захватничество тоже (мне не дают, так я сам возьму!).

•    Привязанность к вещам. Любимая игрушка – самый верный друг и товарищ по играм.  Не удивительно, что ее даже на короткое время не хочется отдавать другому. Слишком занятые добыванием материальных благ родители часто стараются восполнить недостаток общения с детьми дорогими подаркам. Такие презенты малыш дорого ценит и очень болезненно реагирует, если на них претендует кто-то еще. Это не совсем жадность, скорее желание хоть через подарок обрести ощущение, что ребенка любят.

•    Страх. Такой вариант возникает, кода бывали случаи (из личного опыта или по наблюдениям) пропажи или поломки вещи. Одна девочка взяла куклу у подруги, случайно ее сломала и вернула хозяйке. Малыш увидел красивую книжку со звуковым механизмом, попросил владельца поиграть с нею, но получил отказ и просто забрал ее тайком. Конечно, после опыта потери, малыш опасается вновь столкнуться с этим, потому и не делиться с окружающими.

•    Обида и месть. В арсенале детей не так уж много способов, как можно выказать свое недовольство или наказать обидчика. Не давать ему свои вещи – отличный вариант, по мнению некоторых ребятишек. Часто такую ответную реакцию получают те, кто сам никогда не делиться сладостями или игрушками.
Естественно, что зная истинную причину возникновения жадности, Вы самостоятельно способны найти верную тактику перевоспитания. Здесь приведены лишь общие рекомендации, которые, надеюсь, будут полезны.

Советы психолога:

•    Отвлечь. Этот прием срабатывает с детьми до 2 лет, когда можно быстро переключить внимание малыша на другой объект. Если ребенку не дают игрушку, а он ее отнимает, то надо сделать то же самое, при желании еще и обнять и увести. Даже если Вы просто сами возьмете игрушку и начнете с ней манипулировать, дети уже утихнут и станут наблюдать за Вашей игрой. Тут же можно предложить ребятам подключиться, выбрав другие игрушки.

•    Объяснять. Если хочешь взять вещь у другого человека, то спроси об этом у него самого. Говорить, что не делятся чаще всего не из вредности, а потому что дорожат игрушкой или еще не научены щедрости. Малышу важно узнать не только чувства того, у кого отнимают что-то (карамельку, например), но и того, кто сам пытается взять чужое. Возьмите несколько игрушек и смоделируйте ситуацию щедрости и жадности. Продумайте несколько ключевых фраз, которые обычно срабатывают, когда ребенок просит на время, скажем, велосипед. В этом Вам помогут небольшие этюды, приведенные ниже и список книг и мультиков по теме.

•    Не стыдить прилюдно. Если на Ваших глазах произошла неприятная сцена с проявлением жадности, то не нужно прямо на месте устраивать «разбор полетов». Во-первых, ребенок может быть  очень раздосадован, он не услышит Вас, пока не успокоится. Во-вторых, стоит проводить воспитательные беседы наедине, чтобы не усугублять ситуацию сильным чувством стыда и обиды, которые возникают при всеобщем поругании. В противном случае, малыш ждет поддержки от взрослых, а в итоге получает совсем иное. Это наказание, можете возразить Вы, но оно больше напоминает публичное унижение (поверьте, дети именно так это и воспринимают).

•    Неприкосновенное. Есть категория личных вещей, которые малыш в праве не давать никому. Это любимая игрушка, предметы одежды, некоторые аксессуары (детские часы и очки). Если такая вещь пропадет или будет испорчена, то малыш очень сильно огорчится.

•    «Раздел имущества». Даже у братьев и сестер могут быть «только свои» вещи. Для одежды и некоторых предметов можно подобрать и пришить или приклеить метки с именами. Это очень удобно, потому что такую вещь не возьмут по ошибке, и еще ребенок, присвоивший не свою одежду, тут же станет заметен. Представляете, если Миша надел курточку с надписью «Алеша»? Ребята в детском саду или во дворе тоже это приметят. «Захватчику» самому станет неловко. То же самое проделайте со шкафчиками или ящиками для хранения игрушек, канцелярии и  прочих мелочей. Детям надо четко говорить, что Маруся может не показывать Аленке, что храниться в ее коробке, но и во владения Алены сама не должна вторгаться. Это не только разделение вещей, но и своего рода зачатки субординации и уважительного отношения к личной жизни и собственности другого человека.

•    Не вызывать зависть. Не у всех есть возможность покупать детям красивые вещи, игрушки и разные вкусности. А малышам этого очень хочется. Потому они часто обращают внимание на то, что есть у других и начинают искать способ заполучить желаемое. Не всегда мирными и одобряемыми способами. Кражи, к сожалению, случаются (в детском саду в т.ч.), потому иногда надо объяснить ребенку, что очень ценную (на его взгляд) вещь лучше не приносить туда, где ее могут взять без спроса. Провоцировать других не надо, пусть ребенок поймет это (не хочешь давать свою книжку, не показывай ее).

•    Дарить радость. Учите ребенка делать подарки родным и друзьям. Пусть выбирает вместе с Вами презент в магазине или изготавливает его своими руками. Важно, чтобы ребенок видел ответную реакцию и понимал, что его старания не прошли даром. Ваш пример в данном случае приветствуется.

•    Совместный труд. Найдите такое занятие для детей, которое невозможно выполнить, не обмениваясь предметами. Это рисунок (когда карандаши поделены, и их надо просить), аппликация (ни один цвет листа бумаги не должен повторятся), мозаика (2 набора перепутаны, детали нужно обменять), конструктор (один ключ или отвертка на двоих).

Пришло время проявить свои актерские таланты, а заодно усвоить несколько жизненных уроков по теме жадности и щедрости.

Этюды

Отдай!
Развивает выразительность жестов, отработка социально приемлемых действий.
Ребенок изображает мимикой и жестами, как будто просит отдать ему игрушку (кисти рук повернуты кверху, протянуты вперед, возможны движения пальцами).

Не покажу!
Бабушка подарила внучке красивое колечко. К девочке подошли ребята, попросили показать подарок, но девочка сжала кулачок и стала отворачиваться ото всех со словами: «Не покажу!» Ребята попросили еще, но девочка все вертелась и отказывалась. Тогда ребята обиделись и расстроились, они ушли и не стали играть с ней, а назвали ее жадиной. Девочка расстроилась и заплакала (трет кулачками глаза и хныкает). Продолжение истории пусть ребенок придумает сам или с Вашей помощью.

Негаданная радость
Дети играли в комнате. Туда пришел их друг и принес угощение: «Ребята, сегодня у меня именины. Берите конфеты! Угощайтесь!» Дети вскакивают, изображают, как берут лакомство из коробки, благодарят друга и с удовольствием кушают конфеты. Радость можно выражать разными способами: прыгать, хлопать в ладоши, кричать «Ура!». Когда имитируют поедание вкусного, то делают жевательные движения и жмурятся от удовольствия, облизывают губы.

Что еще почитать ребенку?
Лариса Зимина. Сказка про жадность;
Михаил Мартыненко. Про жадность;
Ирина Гурина. Сказка про жадину;
Виктор Важдаев. Два жадных медвежонка;
Агния Барто. Жадный Егор;
Сергей Михалков. Жадный богач;
Бедняк и жадный бай;
Али-баба и сорок разбойников;
А. С. Пушкин. Сказка о попе и работнике его Балде, Сказка о рыбаке и рыбке;

Сборник “Сказки о детских капризах”.

Мультфильмы:
Подарок для самого слабого;
Мы делили апельсин;
Каша из топора.

Конечно, после прочтения необходимо обсуждать и обыгрывать сюжеты, давая возможность ребенку прочувствовать эмоции и жадины, и захватчика, а потом найти свой вариант действий. Никто не застрахован от детских конфликтов. Жадина, грубиян или задира может встретиться каждому малышу. Главное, чтобы он чувствовал вашу поддержу (а не активное вмешательство и скоропалительное решение всех его проблем). Играйте, общайтесь и приятно проводите время с Вашим малышом!

PS. А Вам в детстве приходилось сталкиваться с жадинами, помнятся ли такие ситуации?

Что делают Ваши дети, когда знакомые ребята жадничают или отнимают игрушки?

Детский психолог

Анна Зубарева

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья:
Ваш e-mail: *
Ваше имя*

Сделайте доброе дело, нажмите кнопку :

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Эта запись была опубликована в рубрике Вопросы и ответы, Наблюдаем за детьми, Помоги ребенку., Развиваем речь, Советы детского психолога и отмечена метками , , , . Добавить в закладки ссылку.

12 в ответ на Детские конфликты. Жадина:

  1. svet1aya пишет:

    Мы сейчас, вроде, потихоньку преодолеваем период жадины. Потихоньку доча учится делиться и спрашивать разрешения у других детей поиграть их игрушками.

  2. Татьяна пишет:

    Да, и я при воспитании своих детей , сталкивалась с этой проблемой

  3. MargaritaLuka пишет:

    если ребенок жадничает – это только ошибки в воспитании. родили не сумели\не успели\не захотели вовремя объяснить, что жадность и эгоизм – это плохо. Приучать к хорошему надо с пеленок, поэтому нужно стараться не запустить это. Ведь это так легко объяснить ему. что яблоко делят на всех членов семьи, ведь мама и папа тоже хотят его съесть…

  4. MariaPerev пишет:

    Да, воспитание детей – настоящая наука))

  5. Виктория пишет:

    Анна, спасибо огромное за статью, Вы так полно раскрыли тему, что еще не раз вернусь изучать этот вопрос. Сейчас постараюсь объяснять словами и не ругать прилюдно, а еще почитаю сказки и посмотрим вместе мультик.

  6. Cветлана пишет:

    Воспитание малышей – это сложная наука, которой нужно учиться и учиться. Но главное – любовь к ребенку.

  7. Альбина пишет:

    Моя дочь, будучи маленькой, увидев у другого малыша игрушку, тут же хотела играть ею. Нам приходилось на прогулку носить целую сумку игрушек, чтобы тут же вручить ей равноценную.

  8. Наталья пишет:

    Знакомая проблема. Все дело в воспитании. Спасибо за интересную статью.

  9. Анна пишет:

    Редко встретишь ребенка, спокойно отдающего свою игрушку. Родители мягко, не навязчиво должны учит ребенка делиться игрушками. Тут, как и во всем процессе воспитания, должно быть огромное терпение у родителей. А вот его, как раз, у многих, особенно молодых мам и пап – нет.

  10. Галина пишет:

    Полезно было узнать, что есть и "неприкосновенное" , а то я в своих воспитательных порывах как-то не думаю об этом.Вот сейчас поняла, что зря.

  11. Александр пишет:

    Весьма поучительные моменты детского восприятия. Полезны не только родителям, но и бабашкам с дедушками. Спасибо.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>