Су-джок терапия для детей

Су-джок терапия для детей раннего возраста

Современные мамочки очень обеспокоены массовостью речевых нарушений у детей и пытаются правильно развивать своих малышей уже с раннего возраста. Чаще стали появляться вопросы у молодых родителей:

  • Как лучше развивать речь детей в раннем возрасте?
  • Можно ли использовать нетрадиционные приемы для развития речи малышей?
  • Можно ли применять Су-джок терапия для детей в раннем возрасте?
  • Если можно, то как начинать работать с детьми с массажерами, какие игры использовать?

Сегодняшняя статья и видео поможет ответить на эти вопросы. Своим опытом работы делится Константинова Елена Геннадьевна – учитель-логопед высшей категории МАДОУ «ЦРР-детский сад № 394» города Перми.

                                                           Актуальность

Какова    роль родного языка в развитии ребенка? «Конечно, огромная!» – скажете вы. Именно родной язык помогает нашим детям познавать окружающий мир и является средством общения. Те дети, которые не получили в раннем возрасте определенное  речевое развитие, с большим трудом в дальнейшем наверстывают упущенное. Именно в этом периоде  ребенок должен самостоятельно пользоваться словами, проявлять интерес к увиденному и услышанному.

Это подвело нас  к мысли  о необходимости больше внимания уделять именно развитию речи детей  раннего возраста. Не секрет, что в этих группах в основном  заботятся о создании   комфорта. А ведь именно в  раннем  возрасте   закладываются основы  грамотной, четкой, выразительной  речи,  и ведется  работа по  развитию интереса  ко всему, что нас окружает.

Наблюдая за игровой деятельностью детей, принимая участие в играх, у нас сложилось определенное  представление об их  речевом уровне развития. Выяснилось,  что не все дети одинаково  овладевают  речью.  Речь у большинства детей этого возраста характеризуется бедностью словаря, несформированностью фонематического слуха, связной речи, у них нарушен грамматический строй, речевое дыхание, страдает  звукопроизношение. Страдает и сенсорное развитие детей: более 50% не называют  цвет, форму, величину предметов.

Наши наблюдения  показали, что только у 55% детей данного возраста речевое развитие   соответствует норме.  У остальных наблюдается  задержка речевого развития.

Одним из направлений педагогической работы по развитию речи детей  раннего и младшего  возраста  является работа по укреплению мышц мелкой моторики и движению кистей рук.

От степени сформированности  мелкой моторики  пальцев рук зависит речевое развитие ребенка.  Чтобы работа  по данному направлению  была  успешной, необходимо подобрать эффективные методы и приемы.

Нас заинтересовали  нетрадиционные формы  работы с детьми раннего и младшего  возраста. Смогут ли они оправдать наши надежды?

Су-джок терапия – одна из них.  «Это лучшая система  самооздоровления,  обладающая  высокой эффективностью, безопасностью и простотой!» – доказывают корейские ученые.

«Су» по-корейски – кисть, «джок» – стопа. Для лечебного воздействия необходимо  используют только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах.

Мы используем Су-джок  массажеры  – массажные шарики в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с играми и упражнениями по развитию речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими  массируются  труднодоступные места.

 Приемы работы по использованию Су-джок-массажеров

массажные шарики су-джок

 Массажный шарик

Учить:

  • Удерживать колючий шарик на расправленной ладошке каждой руки
  • Удерживать шарик на расправленной ладошке левой руки прижатый сверху ладошкой правой руки и наоборот
  • Сжимать и разжимать шарик в кулачок каждой рукой
  • Каждым пальчиком надавливать на иголочки шарика каждой руки
  • Надавливать щепотью каждой руки  на иголочки шарика
  • Удерживать  колючий шарик тремя пальчиками каждой руки (большой, указательный, средний)
  • Захватывать колючий шарик тремя пальчиками и передвигаться им по дорожкам разной конфигурации
  • Прокатывать колючий шарик   по  ладошке правой и левой руки круговыми движениями в разные стороны
  • Прокатывать колючий шарик вдоль расправленных ладошек вверх-вниз

                                                  

 массажное кольцо су-джок                Массажное кольцо

Надеть кольцо на большой палец, и передвигать его вверх- вниз  до конца, помогая большим и указательным пальцем другой руки. Промассировать поочередно  все пальцы обеих рук.

 Массаж  проводится первоначально педагогом, родителем, затем самостоятельно под их присмотром.

Кольцо не рекомендуется:

-растягивать, т.к. оно  потеряет  массажные свойства.

-оставлять на пальце без движений.

Су-джок терапия  создает функциональную базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, для целенаправленной оптимальной речевой работы с ребенком и повышению физической и умственной работоспособности детей.

проекция человека на ладони

Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга.

Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Су-джок терапия направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, так как стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию.

Ранний возраст –  благоприятное время для сенсорного развития, без которого не смогут сформироваться  умственные способности ребенка и  развиться  речь.

Существует пять чувств  познания – это зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, благодаря которым дети раннего и младшего возраста познают окружающий мир. Взяв это за основу при освоении приемов работы Су-джок массажоров, нами  разработана система   развивающих игр и упражнений на  закрепление цвета, формы, величины, развитие мелкой моторики, фонематического слуха, правильного речевого дыхания,  связной речи.

Сочетание работы Су-джок терапии с упражнениями по развитию сенсомоторных навыков позволяет быстрому развитию психических процессов детей, укреплению мышц  мелкой моторики, и конечно,  развитию речи.

Использование  Су-джок терапии помогает открывать новые методы и приемы, что в свою очередь  способствует не только развитию мелкой моторики, но и развитию таких  сторон языковой системы, как  фонематический слух, словарь, грамматический строй, связная речь.

Цель:

Использование игр и упражнений с элементами Су-джок терапии  для закрепления сенсомоторных навыков и развития речи детей раннего и младшего  возраста.

Задачи: 

  • Продолжать развивать  в играх и упражнениях лексику, грамматику, ф/слух, связную речь с использованием Су-джок – массажеров;
  •  Использовать пять чувств познания: слух,  зрение, осязание, обоняние, вкус в овладении приемами работы Су-джок – массажеров;
  • Развивать мелкую моторику для стимулирования речевых областей в коре головного мозга с помощью Су-джок массажеров.
  • Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память.

Для реализации задач выбираем  следующие  формы  работы  с использованием пяти чувств познания –  слух, зрение, осязание, обоняние, вкус:

  • формирование  фонематического слуха;
  • различение цвета, формы, величины,  поверхности предмета;
  • развитие мелкой моторики, навыков пространственной ориентировки;
  • работа над правильным  речевым дыханием;
  • развитие вкусовых ощущений.

Используя  элементы Су-джок терапии, применяем следующие методы и приемы:

  • Словесные (потешки, стишки, сказки)
  • Игровые (игра, игровые упражнения)
  • Наглядные ( предметные картинки, схемы, иллюстрации)
  • Практические (массаж кистей, пальцев рук)

Су-джок терапия  проводится поэтапно:

1 этап:

Знакомство с  Су-джок – массажерами и правилами его использования.

2 этап:

 Закрепление приемов работы  в играх и упражнениях по развитию  речи.

3 этап:

Самостоятельное  использование  колючих  шариков в игре.

Форма организации: индивидуальная и подгрупповая.

Сроки реализации: комплекс игр с элементами Су-джок терапии используется как часть развивающей работы педагога  с детьми раннего и младшего  возраста в рамках общеобразовательной   программы в течение  учебного года. 

Результативность

 Результаты  мониторинга:   в   2012-2013 учебном году было  обследовано  16 детей раннего и младшего возраста ( 2,5 – 3,5 года).

При  систематическом использовании  комплексов  речевых  игр с  Су-джок  массажёрами, наблюдается положительная  динамика   в  развитии речи у 78% детей: к концу года дети самостоятельно играли с колючими шариками, прокатывая их в ладошках; на вопросы педагога отвечали фразой, простым предложением, согласовывая слова по роду, числу; у детей сформировался фонематический слух, они научились в играх дифференцировать громкие и тихие звуки, называть правильно цвет, форму, величину предмета; охотно вступали в речевые контакты с педагогом и близкими людьми.

         В результате использования игр с элементами Су-джок терапии:

  • Развивается речь, внимание, память, мышление,   необходимые для становления  учебной деятельности.
  • Развивается моторный праксис  (общая и мелкая моторика)
  • Стимулируются речевые зоны коры головного мозга;

В дальнейшем планируется продолжать работу по развитию речи детей в играх с элементами Су-джок  массажеров.

Комплексы речевых игр и упражнений можно рекомендовать логопедам,  воспитателям общеобразовательных и коррекционных групп, родителям.


Дорогой, Друг! Если Вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как грамотно заниматься с ребенком, пожалуйста, нажми на кнопку “+1″ и “Ретвит”, поделись ссылками со своими друзьями в соц. сетях, оставь комментарий.

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья:
Ваш e-mail: *
Ваше имя*

Сделайте доброе дело, нажмите кнопку :

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Эта запись была опубликована в рубрике Массаж, Мелкая моторика, Развиваем речь, Развитие связной речи и отмечена метками , , , , . Добавить в закладки ссылку.

3 в ответ на Су-джок терапия для детей:

  1. Наталья пишет:

    Как жаль, что у нас в городе нет таких центров и нет возможности найти логопеда, который бы занимался по этой методике! Спасибо за информацию, попробую поискать что-то подобное для занятий с сыном

  2. Олег пишет:

    Хорошая программка – будем использовать:)

  3. Наталия пишет:

    Хорошие упражнения. Жаль, что многого не знала, понимаю, сколько всего упущено.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>