Автоматизация произношения звука Л в словах и предложениях

Свидетельство о регистрации КИ "Играем и учимся"Новое занятие по звукопроизношению

«Автоматизация произношения звука Л в словах и предложениях ».

Данное занятие с использованием медиа, презентации и КП “Играем и учимся”.

Прислала занятие учитель-логопед Котова Елена Анатольевна. МАДОУ «Детский сад №103» Дзержинского района г. Перми

Конспект логопедического занятия

Тема: автоматизация произношения звука Л в словах и предложениях.

Цель: закрепить произношение звука Л в словах и предложениях.

Коррекционные задачи:

  1. развивать подвижность артикуляционного аппарата;
  2. закрепить представления об артикуляционном укладе звука Л,
  3. автоматизировать звук Л в словах (звук в начале и в середине слова), предложениях;
  4. развивать фонематический слух и восприятие;
  5. развивать общую, мелкую моторику;
  6. развивать элементы логического мышления: закреплять умения классифицировать, обобщать, отгадывать загадки.

Образовательные задачи:

  1. закрепить знание буквы Л, осуществлять связь звука и буквы;
  2. закрепить знания о диких животных;

Воспитательные задачи:

  1. воспитывать желание говорить красиво и правильно,

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, логопедическая компьютерная программа «Играем и учимся» (Котова, Е.А. Играем и учимся [Электронный ресурс] / Е.А. Котова)., мультимедийная презентация к упражнению «Доскажи словечко», веер, 4 зеркала, куклы и шапочки персонажей сказки «Колобок»: колобок, заяц, волк, медведь, лиса, к лапке каждой куклы прикреплен конверт с заданием, профиль артикуляции звука Л, картинки «Настроение колобка», отрезки проволки для изготовления букв, еловая веточка, шаблоны для рисования еловых веток, зеленые карандаши каждому ребенку, узкие полоски линолеума-дорожки, наклейка- портрет колобка каждому ребенку.

Организация работы: занятие проводится с подгруппой детей 6 лет, нуждающихся в автоматизации произношения звука Л и коррекции развития словесно-логического мышления.

Ход:

  1. 1.                Организационный момент.

Логопед: Расскажем сегодня сказку? А какую будем сказку рассказывать, догадайтесь! (Музыкальный фрагмент-загадка про колобка)

Detskaya-pesenka-Pesnya-o-kolobke

Дети: Про колобка!

Логопед: Давайте распределим, кто кем будет. Кто первый словечко подскажет, тот эту роль и будет играть.

Ок-ок-ок- вышел в поле… колобок.

Олк-олк-олк- на поляну вышел…. волк.

Едь-едь-едь- вышел из лесу…. медведь.

Са-са-са- бегала в лесу…. лиса.

Айка-айка-айка- повстречался…. зайка.

Дети договаривают конец чистоговорок, надевают шапочки героев сказки колобка, волка, медведя, лисы.

Логопед: Расскажем сказку о колобке на новый лад? «Жили-были старик со старухой, вот однажды старик попросил  испечь колобка. Старуха по амбарам помела, по сусекам поскребла, да и набрала муки, чтобы испечь колобок…» Поможем ей замесить тесто и испечь колобка?

2. Пальчиковая гимнастика (выполняют движения в соответствии с текстом)

Тесто мнем, мнем, мнем, (Энергичные пожатия одной руки другою)

Тесто жмем, жмем, жмем, (Энергично сжимают в замочек кулаки и распрямляют пальцы)

Колобка мы испечем. (Имитация скатывания шара)

Остудили (вдох через нос-длительный выдох через рот)

На окно положили. (на раскрытую ладонь «положить» кулачок «колобок»)

Колобок лежал-лежал, (на ладони правой руки пальчики левой в кулачке, затем на ладонь левой руки правая «кладет» колобок)

Да и в лес он убежал. (по ладони левой руки «бегут» пальчики правой)

3. Мимическая гимнастика. Вот досада! Убежал! Покажите, как мы расстроились! (показ мимики колобка)

мимическое упражнение

Безобразник! Убежал! Покажите, как вы рассердились! (показ мимики)

мимическое упражнение

А мы тоже хотим приключений, догоним и найдем колобка! Улыбнемся! (показ мимики)мимическое упражнение

4. Артикуляционная гимнастика. (Садятся за столы, берут зеркала). К прогулке надо как следует подготовиться – замесим тесто, напечем блинов («Месим тесто» и «Печем блинчики»). Слижем вкусное варенье (упражнение «Вкусное варенье»). Запьем блины чаем, подуем на чашку («Чашка»). Почистим верхние зубки («Чистим зубы») и отправимся догонять колобка в лес.

5.    Повторение артикуляции звука.

Логопед – Заяц.  В руках у логопеда появляется заяц.

-Коwобок, коwобок, я тебя съем!

Логопед: Ты заяц такой грозный, а говорить, как следует, не научился! Дети, какой звук заяц не умеет говорить?

Дети. Звук Л.

Логопед-Заяц. Ой, правда? А я заметиw, что надо мной звери иногда смеются, когда я стихи читаю. Это они из-за звука W смеются. А вы сами-то умеете его говорить?

Логопед. Кто расскажет зайцу, как надо правильно говорить?

речевой профиль звука Л

По схеме артикуляции дети повторяют правила произношения звука Л. (губы, зубы приоткрыты, язык поднимается вверх, прижимается к альвеолам, воздушная струя должна быть теплой, голосок работает) Гласный это звук или согласный, почему? Каким цветом мы его обозначаем?

Логопед-Заяц пробует произношение: Каwа…, нет, кама…, нет, колобок, колобок, я тебя съем! Нет, нет, шучу!  Спасибо, что выговаривать научили! А можно мне с вами?

6. Движение под музыку «Песенки колобка» по узкой дорожке (на полной стопе, на пятках, развитие чувства ритма и равновесия).

Neizvesten-Pesenka-o-Kolobke

7. Развитие фонематического слуха, закрепление знания буквы Л.

На руку следующего ребенка надевается кукла волка.

Ребенок-Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!».

Логопед вместе с детьми: Не ешь колобка, серый волк, пожалуйста! Вперед шагать нам не мешай, а лучше с нами поиграй! Снимают с лапки волка следующее задание.

Игра «Лови звук» (веер). Из отрезков проволки сделайте буквы Л, как только услышите звук Л, поднимайте буквы над головой. Л, Л, Р, М, Л, Н, К, Л, Ла, Ру, Пу, Лы, Вы, Ло, Во и т.д. Загибайте пальчики и считайте, сколько раз прозвучит Л.

«Он от бабушки ушел, он от  дедушки ушел, покатился, заблудился непослушный колобок».

8. Автоматизация звука Л в словах.

Игра «Доскажи словечко». (картинки-подсказки открываются на мультимедийной доске)

Ну и платье, сплошь иголки, его носят вечно … (ёлки)

Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех… (волк)

На ветке не птичка- зверёк невеличка, мех теплый, как грелка. Кто же это? (белка)

Мы всё время стучим, деревья долбим, но их не калечим, а только лечим. (Дятлы)

Сок цветов душистых пьёт, дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила,  а зовут её… (пчела)

Какой звук слышался во всех словах-отгадках? (звук Л). Где находится звук в этих словах? (в середине слова)

Логопед: Все загадки отгадали, все словечки подсказали.

http://youtu.be/pZWbmfFpZZw

Волк: Молодцы, отпускаю колобка! А можно и мне с вами?

9. Развитие графомоторных навыков. (садятся за столы)

Следующему ребенку надевают на руку куклу медведя.

Ребенок-Медведь: «Колобок, колобок, я тебя съем!».

Логопед: Не ешь колобка, медведь, лучше расскажи, почему ты такой сердитый сегодня. (Снимает с лапы конверт с заданием, из конверта достает еловую веточку). Дети, а вы знаете с какого дерева эта веточка?

Дети: С елки!

Логопед: Значит, веточка какая?

Дети: Еловая.

Логопед: Как называются листочки на еловой веточке?

Дети: Иголки.

Логопед Медведь берлогу на зиму готовит, еловыми ветками полы выстилает, боится, что не успеет до морозов полы застелить. Давайте поможем медведю и нарисуем много еловых веток.

Упражнение «Дорисуй веточку». Дети садятся за столы, обводят контурные рисунки еловых веток, дорисовывают хвою.

Подарим наши веточки медведю, а сами дальше отправимся.

10. Закрепление знаний о диких животных, упражнение в классификации и обобщении.

Дети идут дальше по дорожке под музыку. Следующему ребенку надевают куклу лисы.

Ребенок-Лиса: «Колобок, колобок, я тебя съем!».

Логопед вместе с детьми: Колобку ты не мешай,  Нам задание давай! Снимают с лапки задание. Каких животных мы сегодня встретили?

Дети: Зайца, волка, медведя, лису.

Логопед: Как можно назвать этих животных?

Дети: Дикие животные.

Логопед: Почему их называют дикими? (сами о себе заботятся, строят жилища, добывают пищу, воспитывают своих детенышей). Правильно, дикие животные или по- другому хищники, они для человека опасны. У них одна общая цель –борьба за выживание

Логопед: Проверит лиса, хорошо ли вы знаете диких животных.

Упражнение «Дикие животные в лесу» с использованием  компьютерной логопедической программы «Играем и учимся» [1].раздел «Мир вокруг нас», игра «Собери картинку» - «Дикие животные» (задание 2)

  1. 1.                    Покажите всех диких животных и в центре появится еще один дикий зверь.

(раздел «Мир вокруг нас», игра «Собери картинку» - «Дикие животные» (задание 2)

  1. 2.                    Другая игра.Выбирайте, кто лишний? (раздел «Мир вокруг нас», игра «Кто лишний»«Кто живет в наших лесах?» (задания 1,2)
  2. 3.                    «Кто не живет в наших лесах?» (задания 1,2),
  3. 4.                    «Домашние и дикие животные» (задания 1,2)Упражнение «Дикие животные в лесу» с использованием компьютерной логопедической программы «Играем и учимся», раздел «Мир вокруг нас», игра «Кто лишний»

Ребенок-Лиса: Молодцы, справились с заданиями, отпускаю колобка! Счастливого пути!

11. Итог занятия.

Логопед:  Вот и подошло к концу путешествие колобка. Какой звук вы учились сегодня говорить? Какие задания вам понравилось выполнять? Вы говорили красиво, чисто, внятно и было все понятно! В знак дружбы колобок хочет подарить каждому свой портрет-наклейку. Дети под песенку колобка уходят с занятия.Диплом

  Дорогой, Друг! Если Вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как грамотно заниматься с ребенком, пожалуйста, нажми на кнопку “+1″ и “Ретвит”, поделись ссылками со своими друзьями в соц. сетях, оставь комментарий.

 

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья:
Ваш e-mail: *
Ваше имя*

Сделайте доброе дело, нажмите кнопку :

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Эта запись была опубликована в рубрике Звукопроизношение, Конспекты занятий, Мелкая моторика, Обмен опытом логопедов, Физ. минутки и отмечена метками , , , , . Добавить в закладки ссылку.

5 в ответ на Автоматизация произношения звука Л в словах и предложениях:

  1. Интересное занятие для детей. Но и в нем почерпнула для себя полезные упражнения. Буду использовать.
    В последнее время я тренирую произношение звука Р. И у меня он стал часто произноситься правильно. А вот со звуком Л проблема остается. Я вот и знаю, как язык располагать при его произношении, но все равно – не идет!
    В общем, будем продолжать тренировки. Спасибо за занятие.
    Ирина, вы предлагали послушать мое произношение в скайпе, но увы я с ним не в ладах. Недавно я записывала чтение сказки своим голосом, вот там явно слышно, как я произношу неправильно звук Л. Это здесь: http://www.youtube.com/watch?v=FfxWDOMKJMA Буду рада, если послушаете и выскажете свое профессиональное мнение. (ссылку на запись можете удалить, это я для вас оставила)

  2. Марина Александровна пишет:

    Сегодня буду использовать сказку у ребенка на дому. Спасибо. Добавила пару шуток, он у меня юморист.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>