Регуляция мышечного тонуса

«Тактильные странички»Продолжаю рассказывать о том, как можно использовать тактильную страничку “Солнышко и тучка”присланной психологом из Перми Анной Зубаревой. Но для начала немного теории.

Современная школа ориентирована на развитие интеллектуальной сферы. Эмоциональная и, особенно, телесная сферы ребенка не получают адекватного развития.

Телесное закрепощение детей (необходимость поддерживать определенную позу, ограничение возможного набора движений) во время занятий, огромная учебная нагрузка проявляются у детей в неконтролируемом, спонтанном сбрасывании скопившегося напряжения детьми на переменах, после чего им с трудом удается «включиться» в занятие.

Двигательная активность современных детей намного ниже той, что была у их сверстников прошлых поколений. Это связано не только с большими учебными нагрузками, но и с тем, что ребята меньше гуляют, занимаются спортом, больше сидят за компьютером или телевизором. После долгого почти обездвиженного положения они стараются наверстать упущенное – начинают, как говорят, беситься.  Но такая повышенная неуправляемая активность связана еще и с тем, что дети не умеют регулировать мышечный тонус.

Поэтому детей необходимо профилактически заранее обучать основам произвольной саморегуляции своего психического состояния и поведения. В процессе работы ребенок учиться устанавливать контакт с собственным телом и управлять им.

В психологии существует такое понятие, как «схема тела».

Представления о схеме тела не являются врожденными, а возникают в ходе развития личности в результате общения ребенка с окружающим миром, в процессе деятельности. Формирование схемы тела проходит ряд этапов. Если ребенок недостаточно дифференцирует ощущения и движения собственного тела, то это не позволяет делать более сложные движения. Это касается не только спорта, но артикуляции, правильного произношения звуков.

Поэтому, начинать надо  с обучения управлением собственным телом, и в первую очередь, научиться расслабляться.

 Упражнение со сменой тонуса мышц «Холодно-жарко»

Цель: развитие способности регуляции мышечного тонуса, выразительности движений.

Ребенок лежит на ковре. Взрослый рассказывает:

– Мама-медведица ушла. Медвежата  остались в берлоге. Подул сильный холодный ветер, начался дождь. Медвежата замерзли и свернулись в клубочки, прижались друг к другу. Им стало тепло, и они развернулись,  разлеглись на спинки. Тут вернулась мама-медведица, и вышло солнышко!

Этюд «Солнышко и тучка»

Цель: развитие мышечных ощущений (напряжение и расслабление мышц туловища).

Ребенок лежит на ковре. Взрослый предлагает передать разницу ощущений действиями.

– Сашенька (имя ребенка)! Солнышко зашло за тучку, стало свежо. Чтобы согреться мы сожмемся в комок и задержим дыхание (на вдохе). Солнце вышло из-за тучки, стало жарко. Можно расслабиться (на выдохе)…

Повторить 3-4 раза.

PS: Если Вы хотите избавить своего малыша от многих проблем, которые могут появиться в школе, в жизни, то научите его для начала управлять собственным телом.

Это очень полезный навык, так как здесь действует механизм обратной связи: ребенок, который умеет произвольно расслаблять мышцы своего тела (лица и речевого аппарата), легко сможет сбросить эмоциональное напряжение. Ведь многие негативные чувства и эмоции проявляются в мышечных зажимах. Если эти зажимы снять, то и «пар выпустить» можно быстрее и без неприятных последствий.  Кстати, Вам тоже будет полезно научится этой технике и выполнять упражнение вместе с малышом. Приятного Вам времяпрепровождения!

PS: О том, как можно еще использовать “Солнышко и тучку”, Вы можете узнать заказав бесплатно книжку “Тактильные странички”

Тактильные странички -книжка

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

 Удачного прочтения!

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья:
Ваш e-mail: *
Ваше имя*

Сделайте доброе дело, нажмите кнопку :

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Эта запись была опубликована в рубрике Советы детского психолога, Физ. минутки и отмечена метками . Добавить в закладки ссылку.

8 в ответ на Регуляция мышечного тонуса:

  1. Bulhak63 пишет:

    Хорошие упражнения для смены тонуса мышц.

  2. Виктория пишет:

    Спасибо за упражнения, выписала их буду учиться делать и учить сыночка. У Вас отличный сайт и всегда много интересной и полезной информации, интересно написана даже теоретическая часть. Удачи и вдохновения!

  3. Ольга пишет:

    Ирина, спасибо, замечательная статья и очень нужная информация. Я стараюсь иногда проводить с сыном физические упражнения дома на ковре.

  4. Ольга пишет:

    Здравствуйте Ирина! У Вас очень красивый и полезный сайт. Мне понравилось. Вы заслужили награду. Заходите ко мне на сайт http://igolo4ka1.ru/?p=1502 и заберите “Кубок признания”! Не забудьте передать его по эстафете.
    С уважением, Ольга.

  5. Ольга пишет:

    Да, правильно. Нужно дома с ребенком спортом заниматься. Хотя все равно много сидят перед экранами

  6. Станислав пишет:

    Помнится, в начальных классах на уроках всегда была “физкульт-минутка”.
    Все вставали из-за парт и делали несколько упражнений. Это снимало напряжение, но на переменах носились всё равно :)

  7. Александр пишет:

    Внучек у меня долго не говорил букву Р .Но благодаря детсадовскому логопеду все поправилось.

  8. Михаил пишет:

    Согласен, что регулировать мышечный тонус надо учиться.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>