Как организовать игру с детьми с ОНР?

Как организовать игру с детьми с ОНРСегодня мы поговорим о том, как организовать игру с детьми с ОНР. Не секрет, что любая детская игра – это не только приятное времяпрепровождение, но и способ познания мира. Существует огромное количество игр, способствующих развитию красивой, богатой и грамотной речи. К ним относятся оригинальные авторские наработки, подсказанные практическим опытом. Подвижные игры часто сопровождаются различными речевками. Кладезь национальных и народных игр отражает самобытность языка каждого региона: хороводы, потешки, скороговорки и многие другие. Обучающие игры могут быть шуточными, настольно-печатными, помогающими узнать слова, звуки и буквы. Особенно сложны и интересны игры-драматизации, диалоги, речевые сценки, этюды.

В логопедической работе с детьми, имеющими ОНР (общее недоразвитие речи), применение игровых приемов необходимо и очень действенно. Учитывая речевые возможности и особенности таких малышей, многие игры нужно несколько видоизменять, делить на лексические темы. Главное – доступность речевого материала. Из-за ограниченности средств общения у детей вполне уместно брать игры для младшей возрастной группы (у малышей с ОНР речь развивается медленнее и позже, чем у сверстников).

Есть несколько рекомендаций, которые помогут при подборе и проведении речевых игр при ОНР:

1. Прежде, чем дети начнут речевую игру, необходимо провести несколько подготовительных упражнений. Ребята заранее рассматривают игровое поле, картинки, фишки, карточки – весь игровой материал, кроме сюрпризных элементов. Убедитесь, что все предметы и изображения знакомые, если нет – объясните новое. Трудные слова можно проговорить по слогам вместе с детьми. Для закрепления можно прочитать короткое стихотворение с оборванной строкой, где рифму подбирают дети, или загадку.

2. Каждую игру нужно проводить многократно, повторяя определенный алгоритм. Интерес не угаснет, если начинать с упрощенного варианта игры, а затем постепенно усложнять его вводя новые правила, занимательные сценки, различные условия, включая чистоговорки, новые движения и т.д.

3. Литературный текст вводят в активную речь последовательно:

  • сначала текст полностью проговаривает взрослый;
  • затем дети добавляют хотя бы один звук или звукоподражание, позже -слог, слово, фразу;
  • дети самостоятельно повторяют речевой материал.

4. Прочитайте текст, определите, насколько он сложен для малышей.  При необходимости следует адаптировать его к рече­вым возможностям детей (сократить, заменить слова с «трудными» звуками, разделить на отдельные фразы для диалога). Не стоит переделывать считалки, народные песенки, классические произведения.

5. Подвижная игра с речевым сопровождением может быть преобразована в драматизацию или маленькую сценку, насыщенную речевым материалом. Практически любое литературное произведение для малышей можно инсценировать, выбрав отрывок по силам и возможностям детей.

6. Сюжетно-ролевые игры с детьми с ОНР проводятся как рече­вые. Ознакомление с окружающим миром сочетается с активными действиями. Дети знакомятся с новыми предметами, учатся пользоваться ими, взаимодействовать между собой, решают возникающие задачи. Дети должны знать тему, по которой организуется игра, накопить словарный запас достаточный для ведения диалогов, уметь менять интонацию высказываний (вопросительная, повелительная, утвердительная), процесс словообразования так же задействован.

7. На начальном этапе обучения во всех играх ведущая роль при­надлежит взрослому: он объясняет правила игры, следит за их выполнением, предъявляет речевой образец, организует диалог, следит за интонациями и падежными окончаниями, обучает рече­вым стереотипам и т.д.

8. Учитывайте психические и физи­ческие возможности, особенности характера и личности каждого ребенка, когда выбираете водящего:

а) Взрослый может назначить на роль водящего конкретного ребенка, которому следует приобрести опыт, отработать навык или закрепить умение. В таком случае используйте сле­дующие приемы:

  • прямое назначение, обоснованное для всех остальных (не злоупотреблять данным приемом!);
  • знакомые короткие считалки, слова которых легко просчитать, чтобы выбор пал на подходящего малыша);
  • «волшебная рукавичка» (взрослый «закрывает» глаза и задевает ребенка рукавичкой или куклой-перчаткой);
  • небольшое испытание (певалки для самого терпеливого, фанты);
  • если есть очень нетерпеливый ребенок, то можно попросить его выбрать водящего;

б) Роль ведущего дается в качестве поощрения тому ребенку, который удачно выполнил упражнение, использовал неординарный подход, дал больше правильных ответов. Чаще всего в играх становится ведущим тот, кого поймали, уличили на ошибке, почему бы не изменить это правило? Ведь многие специально проигрывают, чтобы занять важную позицию.

9. Полезно использовать различные «помогалочки» для занимательности и речевой наполненности (если ребенок выбыл из игры или его поймали – другие ребята дают ему шанс и помогают вернуться в игру различными способами – словесными «испытаниями», определенными действиями, которые надо совершить).

10. Для преодоления речевых нарушений естественно и гармонично включать игры в различные бытовые ситуации, привычные ритуалы, которые ребенок проделывает ежедневно (прогулка, купание, чтение сказки на ночь и др.).

11. Неоднократно замечено, что если начинать занятие с речевой игры, то дети быстрее включатся в учебный процесс, начинают проявлять активность, раскрепощаются.

12. Старайтесь подбирать тематику игр с учетом учебной программы. Так вы пополните и закрепите знания по лексической теме.

13. Когда малыши только узнают друг друга, лучше применять ритмизированные игровые задания (хороводы, пение, игры с речевым сопро­вождением в кругу, задания на сочетание движений и речи). Вообще, любые контактные игры, где дети берутся за руки, передают предметы, касаются товарищей способствуют налаживанию общения и сплочению группы.

14. Не спешите исправлять ошибки детей во время игры. Отмечайте недочеты и трудности, характерные для малыша, а позже помогайте  их исправить на занятиях или просто уделив этому немного времени в течение дня.

15. При проведении игр следует помнить, что речевые проблемы сказываются на поведении. Детям с ОНР присущи замкнутость, трудности произнесения определенных звуков и слов, склонность к кратким ответам или жестикуляции. Малыш может отказаться выполнять задание, не из-за упрямства,  лени или желания сделать назло, а просто потому, что не умеет или не может справиться.

16. Желательно выбирать разные игры для детей. Для легко возбудимых, импульсивных, расторможенных – подвижные и активные, даже шумные, постепенно вводя элементы саморегуляции. Для детей заторможенных, быстро устающих, которым трудно быстро переключать внимание – свой набор физкультминуток и считалок, с постепенным ускорением темпа и игры на внимание.

17. Большинство речевых игр проводится по правилам, которые должны быть четко обозначены. Они помогают управлять своими словами, движениями, требуют внимания и подчинения условиям, что, несомненно, полезно для учебной деятельности детей.

Статья составлена на основе различных литературных источников, в том числе по книге «Коррекция нарушений речи у дошкольников» под ред. Сековец Л.С.

PS: 1. О правилах подготовки и ведения игр с дошкольниками можно ознакомиться в мето­дических пособиях:

  • руководство дидактическими и настольно­-печатными играми («Игра дошкольника» Абрамян Л.А. и др.);
  • правила проведения словесных игр («Дидактические игры в детском саду» А. К. Бондаренко);
  • правила организации интеллектуальных игр («Ступеньки творчества» Б.П. Никитина);
  • правила проведения подвижных игр, игр-забав и развлечений («Игры и развлечения в группе продленного дня» и «От игры к знаниям» Е. М. Минский);
  • организация свободных игр («Развитие речи дошкольника» и «Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)» Е.И. Тихеевой).

Пособия будут полезны не только педагогам, но и родителя для грамотного управления игровой деятельностью детей.

2. А как вы организуете игру со своими детьми?

Детский психолог

Анна Зубарева.

Если вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как грамотно организовать игру с детьми.

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья:
Ваш e-mail: *
Ваше имя*

Сделайте доброе дело, нажмите кнопку :

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Эта запись была опубликована в рубрике Дети играют и отмечена метками . Добавить в закладки ссылку.

38 в ответ на Как организовать игру с детьми с ОНР?:

  1. Любовь пишет:

    Очень хорошо и подробно описана методика. Спасибо за грамотную статью.

  2. Виктория пишет:

    отличное пособие для занятий и игр с ребенком, согласна, что весь материал пригодится не только педагогам, а и мамочкам, которые занимаются самостоятельно с ребенком и используют игру, как познавательную деятельность.

  3. Ирина пишет:

    Интересная статья и советы для игр с детьми. Каждый ребенок индивидуален и важен определенный подход к каждому.

  4. Макс Карась пишет:

    Для жены пригодится (она учится на логопеда), спасибо.

  5. Руслан пишет:

    Кропотливое это занятие.
    Но без труда….. как говориться.
    Успехов Вам!
    Спасибо!

  6. Раиса пишет:

    Очень хорошее пособие для мамочек, в игровой форме детей учить легче им это ближе.

  7. Полезная статья. Очень все информативно. Многим будет она полезной. Удачи в развитии.

  8. Статья полезная, многие дети страдают недоразвитием речи. И вы делаете большое дело помогая им.

  9. Михаил пишет:

    А я, кстати, в детстве не все игры любил, где надо было всей толпой участвовать. Хотя нравились РУЧЕЕК и КОЛЕЧКО (“колечко, колечко, выйди на крылечко!”) Но это такие игры, что и взрослые люд,и на всяких пьянках-свадьбах с удовольствием пользуют. Не везде, конечно, а там, где публика попроще. РУЧЕЕК – это, по-моему,вообще, старая русская забава.

    А, в основном, мне всё это не нравилось. Я нехотя выполнял движения, бубнил слова речевок и был рад, когда эта “учебно-игровая часть заканчивалась”. Мне больше самому нравилось играть.

    Хотя мама говорит, что , когда я был совсем алышом, то мне нравилось “сорока-белобока кашу варила” и “ладушки-ладушки”)))))))))

  10. Татьяна пишет:

    Мне очень нравятся ваши статьи.Очень полезно почитать всем у кого есть дети.

  11. Эмилия пишет:

    Методика очень понравилась. Но мои дети уже выросли. На будущих внуков буду применять.

  12. Оксана пишет:

    У Вас всегда хорошие советы для родителей! Спасибо!

  13. Олег Дудко пишет:

    Имея детей, у меня их трое, всегда найдешь полезное для себя. Спасибо.

  14. Михаил пишет:

    Очень полезная у вас статья, спасибо за информацию. Отправляю ссылку своей супруге.

  15. Вячеслав пишет:

    Жаль что есть такие дети, но что поделаешь мир не безупречен, спасибо вам за ваш полезный труд.

  16. Светлана пишет:

    как всегда, очень профессионально и грамотно изложен материал, отличные рекомендации по организации речевых игр с детьми ОНР

  17. Любовь пишет:

    Очень нужная и профессиональная информация, уверенна, она поможет многим деткам, нуждающимся в этом.

  18. Наталья пишет:

    С детьми нужно обязательно заниматься, правда у родителей иногда на это не хватает, ни сил, ни времени, ни желания. А методика классная!

  19. Георгий пишет:

    Спасибо…никогда не задумывался над этим. Хорошая информация.

  20. Рустем пишет:

    Отличный сайт. Статьи написаны просто и понятно. Отличная тематика и оформление, мне на Вашем сайте очень уютно. Удачи Вам!

  21. Светлана пишет:

    Хорошие рекомендации. В игровой форме у детей любые навыки и знания усваиваются легче.

  22. Анатолий пишет:

    Замечательные советы.

  23. Сергей пишет:

    Спасибо за интересную и содержательную информацию. Удачи Вам!

  24. Bulhak63 пишет:

    Подробное описание. Очень важно соблюдать все правила.

  25. Яна пишет:

    Статья очень полезная. Спасибо за рекомендации. Они помогут сделать нашу игру с ребенком более интересной и содержательной.

  26. Владимир пишет:

    Благодарю Вас за интересную информацию! Желаю творческих успехов!

  27. Анатолий пишет:

    Методика интересная. Всем друзьям с детьми дам ссылку на сайт. Им очень пригодится.

  28. Хорошие советы для занятий с детьми и без нарушений. Спасибо за последовательное описание действий.

  29. Марат пишет:

    Очень важная и хорошо раскрытая тема.
    Подробно описано и может легко быть использован данный материал.
    Хорошая работа.

  30. Жанна пишет:

    Спасибо, очень грамотная статья, написанная на высоком профессиональном уровне!

  31. Олег пишет:

    В игре всегда лучше учится:)

  32. Анатолий пишет:

    Мне часто приходится отвечать на вопросы родителей о проблемах их детей. Так что Ваша статья для меня полезна. Спасибо.

  33. Дарья пишет:

    Спасибо за такую подробную статью. Честно скажу – все 17 пунктов после прочтения не запомнила, но зато было приятно увидеть среди них используемые в повседневной жизни.

    • психолог Анна пишет:

      Дарья, очень здорово, что вы знакомы со многими указанными приемами, не переживайте, что все не запомнили сразу. Вы можете воспользоваться этими советами в любой удобный для вас момент, открыв сайт. Удачи!

  34. Оксана пишет:

    Замечательные профессиональные подсказки. как для родителей, так и для профессионалов. Обязательно порекомендую Ваш сайт своей подруге-логопеду. Удачи!

  35. Алексей пишет:

    Наши дети очень тонкие психологи, и общаясь с ними понимаешь, что это далеко не просто. Они чувствуют любую фальш, и если упрутся, очень сложно потом найти общий язык. Вы профессионально разложили все детали, многое стало понятно. Спасибо вам за статью.

  36. Ксения пишет:

    Замечательная статья, все так доступно и подробно написано, спасибо

  37. Роман пишет:

    Нужно поставить памятник тем людям, которые занимаются с такими детьми.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>