Как работать над дикцией?

Театр. Работа над дикцией.Сегодня мне хочется затронуть очень актуальную тему дикции в жизни современного человека. Тем более, что я получила письмо от  Екатерины Пейч, преподавателя сценической речи в детской театральной студии из г. Москвы. Она прислала статью  ” Договариваем последние звуки в словах”. В ней  приводится пример того, как работать над дикцией.

В последнее время ко мне часто обращаются мамы со своими подросшими детьми. Учителя жалуются, что ребенок умный, все понимает, но говорит совершенно непонятно. Вроде звуки все есть. Но у  него не открывается рот, бубнит себе под нос. Мой ответ всегда такой: начните работать над дикцией, а лучше всего запишите ребенка в театральную студию или займитесь театральным тренингом дома всей семьей. Ведь довольно часто дети подражают речи родителям. Возможно, кто-то из взрослых говорит так же.

Такое встречается со взрослыми людьми. Люди часто недоговаривают слова, фразы. Слушающему приходится только догадываться о чем идет речь.

Чтобы такого не происходило, и вашим собеседникам приятно было с вами общаться, можно потренировать дикцию с помощью упражнения  под названием “ПЕС” – это небольшое стихотворение.

Пробка. Работа над дикцией.Мячик. Работа над дикцией.Это стихотворение можно проговаривать с пробкой из-под вина (зажать зубами с двух сторон, поставив ее поперек рта), а можно с мячом (бить об пол на ударных гласных). Следите за окончаниями – они должны быть слышны.
«Пес»

Был день –
Вдруг дождь.

Гром: «Бом!»-
Все – в дом.
Вслед пес –
Мокр нос,

Шерсть вниз,
Хвост свис,
Взгляд туп,
Дик, глуп! –
– Вверх нос!
Ты ж Пес!


PS: Вот такая веселая тренировка. Вспомните Тину Канделаки. Как она с легкостью быстро и четко говорит. А ведь такой результат достигнут  упорной тренировкой.

Конечно, сначала это не так просто, но зато потом… Никто не будет Вас ни о чем переспрашивать, все будут понимать сразу.

В следующей статье Екатерина Пейч поделится еще очень интересными упражнениями для тренировки дикции.

Если вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как грамотно и весело заниматься с детьми.

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья:
Ваш e-mail: *
Ваше имя*

Сделайте доброе дело, нажмите кнопку :

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Эта запись была опубликована в рубрике Дети и театр и отмечена метками , . Добавить в закладки ссылку.

44 в ответ на Как работать над дикцией?:

  1. Светлана пишет:

    Спасибо за советы. Я сама с первого раза стишок четко не смогла прочесть. Будем тренироваться.

  2. Отличная познавательная статья ! Удачи Вам !!!

  3. Сергей пишет:

    Спасибо за интересное стихотворение-упражнение :)

  4. Арина пишет:

    У нас есть знакомая, которой уже за 50. Но понять ее невозможно. Приходится все время домысливать ,что она сказала. А постоянно переспрашивать неудобно.

  5. Елена пишет:

    Обязательно возьму на вооружение стихотворение. Побольше таких стишков для занятий с детьми!

  6. Ирина пишет:

    Спасибо за упражнение. А что вы посоветуете для четкого выговаривания шипящих?

    • admin пишет:

      Упражнения для шипящих звуков и постановка звука у логопеда, если звук не поставлен. Надо услышать, как человек говорит.

  7. Татьяна пишет:

    Я ходила на занятия к логопеду с обоими сыновьями. Одинаковая проблема – буква “р”. Маленький до сих пор помнит стишки)) У Вас полезный сайт для молодых родителей.

  8. Елена пишет:

    Интересная статья. А стих с сыном попробуем проговорить – посмотрим как у него получится. Спасибо за советы.

  9. Мне самой иногда над дикцией надо работать)) Когда волнуюсь, начинаю быстро тараторить.

  10. Вика пишет:

    Хороший у вас сайт и статьи полезные! Спасибо за советы!!!

  11. Марина пишет:

    Иногда мы не придаем достаточного значения тому, насколько важно умение правильно говорить в современной жизни для достижения успеха. Спасибо за упражнение!

  12. Хороший тренинг по исправлению дикции спасибо!

  13. Tigran пишет:

    Спасибо, очень полезная статья!

  14. Светлана пишет:

    Спасибо большое за ценные советы! Очень важно правильно и хорошо говорить, если занимаешься бизнесом.

  15. Мне это упражнение понравилось. Это из серии “Бери и делай”. Простое всегда гениально, а гениальное просто.

  16. С моим ребенком занимался логопед и речь очень быстро выправилась. В основном они занимались перед зеркалом. Спасибо за статью.

  17. Наталья пишет:

    А мне кажется, что речь маленьких детей похожа на китайскую:) Никаких тебе “р” и прочих трудностей

  18. rusbars пишет:

    Прием с пробкой очень эффективен, попробовал. Спасибо за советы.

  19. Анатолий пишет:

    Спасибо за интересную и познавательную статью.

  20. Денис пишет:

    я и себе с удовольствием взял на заметку! уже 10 раз повторил! класс! )))))))

  21. Дарья пишет:

    Завтра же начнем учить!

  22. Иногда бывает, что человека переспрашиваешь по несколько раз – непонятно говорит из-за плохой дикции.

  23. Всё, учим всей семьёй! :-)

  24. Анна пишет:

    Я помню мы в детстве тоже играли в такие игры, били мячом об пол и говорили “я знаю пять имен девочек, первое…. второе….” и так по пять, потом были имена мальчиков, фрукты и овощи, что в голову влетало то и набивали. Эх, детство, как же его не хватает…..

  25. Станислав пишет:

    Интересное упражнение :) Надо попробовать!

  26. Надежда пишет:

    Проблемы с дикцией сейчас очень актуально, я за собой даже замечаю, когда чего-то боюсь, то подсознательно сглатываю окончания.

  27. Евгений пишет:

    Хорошие и полезные советы. Спасибо за статью! Удачи!!!

  28. Галина пишет:

    Проверить свою дикцию можно записав разговор между членами своей семьи, желательно чтобы это была продолжительная запись, потому что когда сам говоришь не замечаешь собственных ошибок, но как же их заметно когда слушаешь себя в записи (может быть поэтому многим не нравится слушать собственный голос на плёнке :) ) . Я заметила свои недостатки в речи, когда мой сын стал быстро говорить и проглатывать окончания слов, оказывается он у меня этому научился!

  29. Татьяна пишет:

    Какая замечательная тренировка дикции! Спасибо!

  30. Светлана пишет:

    я тоже не договариваю,наверное в детстве не научили

  31. Владимир пишет:

    Волею судеб мне, по роду своей деятельности, часто приходится сейчас общаться с людьми. И как же правы те, кто считает, что дикцию надо ставить! Тот, кто хоть раз услышал запись собственной речи, со мной согласится на все 100%. Спасибо за статью.

  32. Яна пишет:

    Полезная статья, особенно для молодых родителей, чтобы потом не приходилось исправлять ошибки нужно правильно учить своего малыша говорить.

  33. Инна пишет:

    Даже без пробки с первого раза быстро и внятно произнести не получилось))

  34. Алексей пишет:

    Очень интересно! С пробкой просто класс. Устроили состязания с женой. тренеруюсь. Спасибо.

  35. Natalj пишет:

    Благодарю, прекрасная статья, и упражнение простое, попробую поиграть с детьми.

  36. ирина пишет:

    Очень интересная и веселая тренировка дикции. Спасибо Ирине и Екатерине.

  37. Мне понравилась статья! Полезная тренировка, буду использовать для себя. Хорошая дикция – это очень важно!

  38. Михаил пишет:

    Насчет Тины Канделаки и её “болтливых возможностей” точно судить не возьмусь. Просто не вижу ничего особенного. Вот действительно красиво разговаривали дикторы советского центрального телевидения. Так те ещё и вести себя умели достойно, так что Тине Канделаки, я считаю, ещё есть куда расти и развиваться.
    А моя жена мне сказала, что тоже когда то ходила к логопеду. Были проблемы с шипящими. Но им давали стихи на все виды букв.
    Вот что она мне рассказала:
    Ужа ужалила ужица,
    ужу с ужицей не ужиться,
    уж уж от ужаса стал уже,
    ужа ужица съест на ужин!

    И вот ещё:
    Баркас примчался в порт Мадрас,
    матрос принес на борт матрас.
    В порту Мадрас матрас матроса
    порвали в драке альбатросы!

    У моей жены красивая речь (по крайней мере, мне так хочется думать))))))))
    Она считает, что это стало возможным благодаря занятиям с логопедом.

  39. Emil пишет:

    Здравствуйте! Мне 21 лет, у мня вопрос к вам, дело в том, что я уже как 1 неделю тренируюсь на пробке, в первые дни результат был на лицо, даже сам поразился результатом, но позже язык наоборот начал заплетаться, никакого результата..
    я думаю, что злоупотребление… Как надо пользоваться? режим, часто ли?
    Спасибо заранее……..

    • Екатерина пишет:

      Добрый день.
      Чтоб ответить на ваш вопрос, нужно подробнее мне знать, как часто занимаетесь, по сколько минут в день? Всю неделю каждый день занимались? Если вы даете чрезмерную нагрузку на артикуляционные поверхности, то может возникать перенапряжение. Тогда лучше снизить интенсивность занятия и почаще расслаблять язык. Расслабить его можно просто покусав язычок зубами по всей его поверхности, складывая его в разные стороны и выпрямляя. Также можно побить верхней расслабленной губой по язычку, будет получаться ПЯ-ПЯ-ПЯ-ПЯ…… Думаю, что Вы переусердствовали где-то.. Достаточно для занятия минут 5 по одному или по два раза в день.
      Еще одной причиной вялого языка может быть слабое речевое дыхание. Проверьте, не поднимаются ли у Вас плечи при вдохе… Вообще, с такой проблемой сталкиваюсь впервые. Надеюсь, что хоть немного помогла. С уважением, Екатерина Пейч.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>