ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ, ЧИТАЕМ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ!

Культурно-просветительская программа для родителей детей старшего дошкольного возраста “ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ, ЧИТАЕМ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ!”

1. Вид программы: просветительская с практическим компонентом

2. Разработчик программы: Сидорова Н.А., воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №35» г Перми.

Для реализации данной программы были привлечены специалисты библиотеки №27, расположенной по адресу: г Пермь, ул.Геологов,5, индекс 614088, т +7(342)207-50-18; а также педагог-психолог ДОУ.

3. Цель программы: повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах организации семейного чтения и реализации его образовательного-воспитательного потенциала.

4. Задачи:

– актуализировать значение (в том числе семейного чтения) для личностного развития ребенка дошкольного возраста;

– познакомить родителей с возрастными особенностями восприятия литературных произведений;

– обогатить знания родителей о детских писателях Прикамья, литературных произведения;

– познакомить с моделями организации домашней библиотеки и способами зарождения традиции семейного чтения;

– распространить лучший опыт семейного воспитания в области организации чтения;

– содействовать развитию интереса к семейному чтению.

5. Адресат программы, описание её участников: родители (законные представители) воспитанников старшего дошкольного возраста.

6. Актуальность программы:

За последние двадцать лет роль чтения, отношение к нему в обществе сильно изменилось. В связи с развитием индустрии развлечений, компьютерных и интернет-технологий наблюдается снижение интереса к чтению.

Однако чтение оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка. В детском чтении, также, реализуется воспитательная, образовательная, самообразовательная и коммуникационная функции, формирующие представления, ожидания и стандарты духовного мира подрастающего поколения.

Анализ анкетирования родителей воспитанников дошкольного возраста позволяет констатировать, что родители осознают значимость и необходимость семейного чтения, однако не уделяют должного внимания данному процессу, не раскрывают в полной мере образовательный и воспитательный потенциал семейного чтения, в силу отсутствия теоретических и практических навыков организации этой деятельности.

Анкетирование родителей воспитанников дошкольного возраста

в рамках организации семейного чтения. (Таблица см. документ)

Анализ анкетирования родителей воспитанников детей дошкольного возраста позволил констатировать, что 87% родителей осознают необходимость привития у детей интереса к чтению.

Однако в качестве приоритетного мотива «взаимодействия» с книгой 85% родители рассматривают преимущественно ее внешний вид (привлекательность обложки книги, красочность иллюстраций, звуковые эффекты и т.д.).

Но, не смотря на осознание значимости чтения (в том числе семейного чтения) в личностном развитии ребенка лишь менее 40% располагают «домашней библиотекой» (специальным местом для размещения книг). Родители аргументируют данный факт высокой стоимостью качественных детских книг и большой популярностью электронных книг, которые имеют интерактивные функции, позволяют на более длительное время привлечь внимание ребенка, а также не требуют обязательного взаимодействия со взрослым в процессе изучения книги.

Анализ периодичности семейного чтения показал, что лишь 70% родителей ежедневно уделяют время семейному чтению. Из них только 30% родителей систематично обсуждают прочитанное содержание с ребенком, «разбирают» основные сюжетные линии, основополагающие черты характера главных героев произведений.

По мнению 35% родителей, дети владеют умением пересказывать ранее прочитанный текст, могут воспроизвести фрагмент произведения.

Изучение основного мотива выбора детских книг показал, что родители выбирают книги для своих детей по рекомендации педагога детского сада (35%) или приобретают те произведения, которые им читали в детстве (42%), только 9% процентов родителей в соответствии с возрастными особенностями восприятия литературных произведений.

Таким образом, проведенный анализ анкетирования позволяет констатировать, что родители осознают значимость и необходимость семейного чтения, однако не уделяют должного внимания данному процессу, не раскрывают в полной мере образовательный и воспитательный потенциал семейного чтения, что, возможно, обусловлено недостаточным уровнем компетентности родителей в организации данной деятельности. Данный факт актуализирует разработку культурно-просветительской программы, направленной на повышение компетентности родителей в вопросах организации семейного чтения.

Для формирования более узконаправленного запроса от родителей, помимо анкетирования, была организована беседа с родителями посредством социальных сетей (данная форма работы позволила выстроить работу с большим количеством родителей в формате реального времени, не смотря на территориальную отдалённость участников диалога). Анализ высказываний родителей позволил определить основные направления разработки программы: ознакомление с возрастными особенностями, организация домашней библиотеки, создание традиции семейного чтения и т.д.

7. Теоретико-методологические основания программы:

  • Особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста – Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, О. И. Никифорова, Е. А. Флерина, Е. И. Тихеева, И. А. Зимняя, Н. Н. Светловская, М. И. Окорокова, Н. Г. Морозова;
  • Проблема воспитания детей дошкольников средствами художественной литературы  – Р. И. Жуковская, О. И. Никифорова;
  • Особенности литературного образования детей дошкольного возраста – Д. Б. Эльконинин, А. Н. Гвоздева, А. В. Захарова.

8. Структура и содержание программы:

Программа представляет собой законченный цикл мероприятий просветительской направленности для родителей детей дошкольного возраста.

В структуре большинства предлагаемых мероприятий можно условно выделить практическую часть родителей (как трансляция имеющихся знаний, опыта на данный этап без целенаправленного обучения) и просветительскую часть специалистов данной области. Выстраивание работы в данном формате позволяет оценить уровень осведомленности родителей в изучаемых вопросах и дать практикориентированные комментарии в процессе работы.

9. Временной режим, количество занятий. Условия формирования группы, её численность.

Продолжительность реализации культурно-просветительской программы с учетом подготовительного этапа 12 месяцев (июнь 2018 – май 2019). По результатам работы с родителями была выбрана оптимальная периодичность встреч – 1 мероприятие просветительской направленности в месяц. Данный временной регламент комфортен для участников программы и позволит в промежутках между мероприятиями наработать практический опыт и материал и презентовать его на последующих мероприятиях.

В состав группы участников входят все желающие родители детей 5-7 лет по предварительной регистрации.

10. Ресурсы (условия), которые необходимы для эффективной реализации программы:(Таблица см. документ)

11. Сроки и этапы реализации программы. (Таблица см. документ)

12. Ожидаемые результаты реализации программы.

  1. Родители осознают образовательно-воспитательный потенциал чтения (в том числе семейного) и его значения в духовно-нравственном развитии ребенка;
  2. Родители знают возрастные возможности восприятия литературных произведений детьми дошкольного возраста, умеют подбирать репертуар для чтения в соответствии с данными особенностями;
  3. Родители имеют представления об актуальных Пермских детских писателях и их литературных произведениях;
  4. Знают, как организовать условия для создания или возрождения традиции семейного чтения;
  5. Владеют методами и приемами для поддержания интереса к художественному произведению в процессе чтения.

К Программе разработаны 8 культурно-просветительских мероприятий (скачать документ)

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья:
Ваш e-mail: *
Ваше имя*

Сделайте доброе дело, нажмите кнопку :

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Эта запись была опубликована в рубрике Для родителей. Добавить в закладки ссылку.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>